full screen background image

Жубы или зубы? Московский логопед — о проблемах с речью у детей

14 ноября, в Международный день логопеда, «АиФ» задал вопросы учителю-логопеду школы № 2124 «Центр развития и коррекции», эксперту Ассоциации инклюзивных школ Ольге Скобликовой.

— Ольга Александровна, в каком возрасте ребенка следует показать специалисту?

— Я бы рекомендовала не затягивать с консультацией и сходить к логопеду уже в 2–3 года. Существует ошибочное мнение, что речевые трудности сами пройдут к школьному возрасту, можно подождать. Ранняя диагностика и своевременная логопедическая помощь помогут избежать серьезных речевых проблем, подготовить ребенка к успешному обучению грамоте. Сейчас во всех образовательных учреждениях Москвы созданы психолого-педагогические консилиумы, в состав которых входят квалифицированные логопеды. В рамках такого консилиума проводится комплексная диагностика и оценивается уровень речевого развития, а затем даются подробные рекомендации родителям и педагогам. Например, если у дошкольника отсутствует звук [р], то с этим можно подождать и до шести лет. Но, возможно, он сильно искажает или заменяет звуки: допустим, высовывает язычок, когда произносит свистящие [c], [з], [ц], или заменяет на шипящие — «собака» на «шабака», «зубы» на «жубы». Незамедлительно обратитесь к логопеду!

— С какими трудностями следует разобраться к первому классу и почему?

— Если дошкольник не выговаривает какие-то звуки (чаще всего это [р] и [л]), желательно, чтобы звукопроизношение поправили до первого класса. Потому что с дефицитами в устной речи школьнику будет сложно читать и писать без ошибок. К примеру, если дети не вытягивают губы на звуке [у] и не округляют рот на [о], а произносят нечто среднее, тогда в школе, записывая буквы О и У, они, вероятнее всего, напишут «дум» вместо «дом» или «кут» вместо «кот». Кто-то решит, что данные ошибки случились по невнимательности, но на самом деле к этому привела недостаточная сформированность звукопроизношения. Также важно научить детей различать звуки. Мы называем это фонематическим восприятием. Какой звук стоит в начале слова «улица»? Какой звук в конце? Сколько звуков в слове? Если произнести по очереди звуки [д], [о], [м] — сможет ли ребенок сказать «дом»? Если до школы исправить все речевые нарушения устной речи, ваши дочь или сын без особых затруднений овладеют чтением, письмом и будут хорошо учиться.

— Что еще логопед принимает во внимание на консультации?

— Логопед обследует все компоненты речи. К тому, о чем я уже рассказала, добавлю грамматику, словарь и связную речь. Иногда взрослые думают, что ребенок точно знает какие-то вещи — времена года, овощи и фрукты, названия детенышей животных. А задаешь вопросы, и обнаруживаются пробелы. Скудная лексика не способствует пониманию учебного материала — школьник слышит слово впервые и трактует его по-своему. Родителям и воспитателям следует помогать пополнять детям словарный запас. Сейчас существует много ресурсов, включая компьютерные технологии. Это тот случай, когда девайсы могут положительно влиять на наших детей. Кроме того, развивают речь детские энциклопедии в картинках, художественные книги с иллюстрациями. 

Уделите время и формированию грамматических основ. Встречаются дети с языковым чутьем, изначально говорящие красиво и правильно. А бывают те, кто не умеет согласовывать слова, произносят их в начальной форме («я играю с кошка», «я буду кормить кот»), пропускают предлоги или неверно их используют (вместо «беру карандаш со стола» — «беру карандаш из стола»). И у многих наблюдается недостаточно развитая связная речь. Составляя рассказ по картинке, дети очень упрощают его, используют, предположим, одни глаголы, не добавляют прилагательные и наречия: «Девочка пришла, поела, поиграла». Опять же бедный словарный запас. В этом отчасти виноваты взрослые. Иногда слышу, как родители односложно разговаривают с малышом, забирая из детского сада: «Ты поел?» — «Поел». «Как сегодня себя вел?» — «Хорошо». И молча пошли домой. Понимаю, что с нынешним темпом жизни взрослые устают, дети к вечеру тоже утомлены, но на этом нужно заострять внимание. 

Взрослым важно подавать правильный пример, предоставлять выбор речевого высказывания: «Ты будешь подниматься или спускаться?» Заметьте, мы не рассказываем о приставках или суффиксах. Тем не менее отмечаем, что слова могут отличаться какой-то частью, а могут иметь общее. В школе будет легче подбирать однокоренные слова. По дороге домой можно закреплять слова-признаки: «Погода сейчас холодная или теплая? Дерево высокое или низкое? Дорога широкая или узкая?» Таким образом увеличивается активный словарь ребенка. Это положительно скажется и в общении, и в восприятии школьной программы.

— Не повезло, и первоклассник пришел в школу с трудностями. Школьный логопед будет с ним заниматься? 

— Обязательно. Основная цель школьного логопеда — профилактика и преодоление нарушений письма и чтения, поэтому необходимо правильно сформировать устную речь. Он определит, нужен ли целый курс или хватит самостоятельных занятий дома и наблюдения у специалиста.

Оцените материал










По материалам: aif.ru