Тишина насилия. Как по поведению ребёнка понять, что он что-то скрывает?

Те, кто внимательно следит за новостями, знают, что тема насилия каждый день всплывает в новостной ленте. От того, что это происходит с детьми, захватывает дух и текут слёзы. Нередко шокирует не только сам факт произошедшего, но и то, что ребенок молчит и не просит помощи у взрослых. О том, как родители могут сами заметить и защитить своего ребенка, рассказала гештальт-терапевт Екатерина Калинчук

Насилие — это эмоциональное, психологическое или физическое воздействие на ребенка, в результате которого нарушаются или взламываются его личные границы и меняется его представление о мире, о себе самом и об окружающих. Важно, чтобы родители с дошкольного возраста рассказывали своим детям о том, что такое насилие и что ни у кого нет права намеренно портить его вещи, причинять боль, отнимать деньги, оскорблять, унижать. Нередко дети не обращаются за помощью, потому считают себя виноватыми в произошедшем и боятся, что их накажут, либо вообще не знают, что это насилие.

Изменения в поведении

Для всех форм насилия характерно то, что после происшествия поведение ребенка кардинально меняется. Это можно проследить во времени, например, в октябре ребенок стал замкнутым, странным, плаксивым или агрессивным. 

Физическое насилие. Его легко определить по оставшимся синякам, ссадинам. Если побои происходят периодически, то при повышении голоса ребенок замирает, а при резком взмахе руки или шуме он вздрагивает, зажимается, закрывается, как будто защищается от предстоящего удара. Если насилие происходит в саду, то маленькие дети с 2 до 5 лет могут откатываться в развитии назад: если он обходился без соски, то возвращается к соске или начинает сосать пальчик, если умел писать в горшок, то может начать писаться, появляется энурез, энкопрез, тики. Частый признак насилия — нарушения сна, ночные кошмары, вскрикивания по ночам, снижение аппетита. 

Эмоциональное насилие. Ребенок становится похож на ёжика: либо уходит в себя, становится замкнутым, либо становится агрессивным.  Появляется излишнее беспокойство. Он теряет доверие к окружающим людям, перестает радоваться. Он не будет защищать себя, так как формируется заниженная самооценка, и другие дети могут называть его глупым, страшным. При систематическом эмоциональном насилии у таких детей может быть задержка физического и умственного развития. Нарушается построение контакта с другими детьми и взрослыми. Могут появиться тики, энурез, ожирение. 

Буллинг. Раньше ребенок с удовольствием ходил в сад или школу, а теперь категорически не хочет. Может появиться психосоматический «синдром понедельника»: утром перед школой начинает болеть живот, может быть рвота, поднимается температура. Либо ребенок с вечера или утром, всхлипывая, просит не идти в садик: может мы не пойдем, давай не пойдем… Появляется плаксивость. Если брать школьника, то одним из признаков будет резкое снижение успеваемости в школе, чрезмерная замкнутость, нежелание общаться даже с друзьями, невозможность вытащить ребенка из дома. 

Сексуальное насилие. Если понаблюдать за свободной игрой дошкольника издалека, можно заметить, что он проигрывает сексуальные действия с игрушками, возможна мастурбация. У ребенка могут быть неадекватные реакции на взрослого: закрытость, страх остаться наедине либо, наоборот, соблазнение, обольщение. Ночные кошмары, нарушение сна, энурез, энкопрез, тики, навязчивость, регрессивное поведение. Дети постарше закрываются, отказываются от общения, может появиться плаксивость, агрессивность. Если девочка ещё играет в куклы, то можно заметить, что она выкалывает глаза, пачкает игрушку, рвет на ней платье. Это происходит, потому что у ребенка меняется образ «Я» и отношение к себе. «Я грязная, испорченная». Может появляться вульгарность в поведении.

Что делать родителям?

Важно разговаривать и всегда занимать сторону ребенка. Верить ему. Прежде чем начать разговор, взрослый должен задать себе вопрос: для чего я хочу узнать правду? Если родителю важно утвердиться, что он хороший родитель и правильно дал наставления, то скорее всего он начнет критиковать, наказывать, обесценивать. Это именно то, чего боятся дети и почему молчат. Иногда мама и папа уставшие и предпочитают игнорировать изменения, списывая их на плохую оценку либо на то, что им показалось. Глядя на вымотанных родителей, ребенок может решить не расстраивать и не просить о помощи. 

Родители должны собрать все свои чувства в кулак и отнести их психологу, подруге, мужу — и там плакать, рыдать или злиться. Для ребенка они должны стать опорой и контейнером, который может прояснять, принимать все те переживания и чувства, которые появятся у ребенка от облегчения и расслабления, когда он сможет рассказать — и увидит, что ему сочувствуют и его слышат. Если родители не в состоянии это сделать, то важно найти взрослого, который поможет их ребенку.

Как начать разговор?

Если родители замечают, что в поведении ребенка что-то изменилось, то важно начать разговор самому и рассказать о своих переживаниях: «Я замечаю, что в твоем поведении что-то изменилось. Я переживаю за тебя. Может, я могу чем-то тебе помочь? Хочешь ли ты со мной поговорить?» Если ребенок готов и ждал, пока взрослые заметят, то он, скорее всего, расскажет сам. Если он не готов, то дать ребенку выбор и не давить на него: «Я всегда готов выслушать тебя и помочь. Я рядом». Если ребенок не хочет, то задача взрослого туда не лезть. Насколько быстро ребенок откликнется, зависит от того, была ли у него раньше возможность обращаться за помощью и как родители реагировали на его просьбы.

Страшное произошло, что делать дальше?

Для того, чтобы у ребенка не сформировалась травма, очень важно заверить его в том, что подобное больше не произойдет. Это можно сделать только если родители вмешаются и примут меры. Дети всегда боятся и часто просят оставить так, как есть, чтобы не стало еще хуже. Но это иллюзия, что ребенок самостоятельно может справиться с любым родом насилия. Чем раньше выявлено, остановлено и проработано травмирующее воздействие, тем меньше последствий для ребенка. У проигнорированной травмы всегда есть последствия в виде ретравматизации: если ребенок в саду попал в травмирующую ситуацию, где его кусали, щипали, дальше он перейдёт в школу, институт и попадет в буллинг, а затем на работе он окажется в токсичном коллективе, где он займет роль жертвы. Это всё сценарии, где травма будет отыгрываться до тех пор, пока ее не закроют. Если это сделать в детском саду, то дальше ребенок живет спокойно.

Оцените материал










По материалам: aif.ru