full screen background image

«Смазливые» артисты. Как они влияют на мужскую идентичность у юношей?

Данила Козловский, Иван Янковский, Егор Крид и Дмитрий Шепелев.

Данила Козловский, Иван Янковский, Егор Крид, Дмитрий Шепелев и многие другие сексуальные и ухоженные мужчины российской сцены не только радуют глаз, но и вызывают у некоторых опасения по поводу влияния их внешнего вида на формирование мужской идентичности у подрастающего поколения. АиФ.ru спросил психодраматиста Ольгу Малинину, к чему может привести засилье смазливых мужчин на сцене и в кино.

В двадцатом веке активно меняется отношение к различным группам населения. В первую очередь это хорошо видно по отношению к женщинам и появлению такого понятия, как «гендерная квота», которая позволяет не только формально закреплять права, но и реализовывать их. В 2000-х годах в России начали активно формировать безбарьерную среду, которая помогает людям с ограниченными возможностями быть полноправными членами общества. Такая практика помогает обществу выработать новые способы взаимодействия с этими категориями граждан. Это помогает сформировать толерантное отношение к тем, кто отличается от большинства.

Что же касается женственности и мужественности, то сейчас в принципе меняется их восприятие и отношение к этим понятиям. Уже нет такого стандарта, что мужчина должен быть чуть красивее обезьяны, а женщина — женой своего мужа.

Иконы кино и эстрады

Если посмотреть, какие фильмы были успешными в разные периоды нашей страны, то в 90-е годы — это «Брат», «Особенности национальной охоты», «Ширли-мырли», сериал «Бригада». Кто бы мог подумать, что бандитов можно сделать национальными героями. Несмотря на это, они были дико популярны. Но это произошло потому, что режиссеры попали в некую потребность общества того времени. Если изучить и проанализировать этапы развития кинематографа, то можно найти много образцов, как мужчин, так и женщин, которые точно угадывали нужды зрителя и брались как пример для подражания.

Сейчас мужской типаж движется в сторону смазливости. Как в отечественном, так и в зарубежной кинематографе и на эстраде всё больше красивых мужчин. При этом нельзя сказать, что он вытесняет другие образы, в том числе и брутальные. Потребность сегодняшнего общества в том, чтобы показывать разные виды культурных образцов, как мужских, так и женских.

А как же подозрения?

Нередко можно встретить гипотезу: если мужчина ухоженный, не агрессивный и смазливый, то он человек нетрадиционной сексуальной ориентации. Люди пытаются объяснить новый образец мужественности и поведения мужчин старыми правилами: если мужчина следит за собой, если он хорошо выглядит и при этом симпатичный, то скорее всего — гей. Хотя внешность никак не связана с ориентацией. Мужчина может следить за собой и быть сдержанным по отношению к женщинам, потому что у него уже есть девушка/жена, но он не афиширует свои отношения в СМИ или в социальных сетях. При этом брутальный мужчина, про которого ни разу не подумаешь, может легко оказаться нетрадиционной ориентации.

Сейчас идет столкновение представлений того, что мы раньше считали мужественностью, и того, как она формируется сейчас. Самое простое, что можно сделать — это назвать всех ухоженных геями, и тогда как будто бы становится понятно, почему мужчина пользуется гелем для волос, раз в неделю ходит в парикмахерскую или следит за трендами в одежде. Для нашего общества это правда непривычно и может показаться странным, особенно на фоне того, что некоторые женщины много работают и не всегда могут позволить себе поход в СПА.

Ролевая модель

В том, что появляются ухоженные мужчины, нет ничего вредного. Это всего лишь образец, который человек может принять для собственного поведения. Также стоит отметить, что появилось много фильмов, мультфильмов и сериалов про женщин-героинь, где они не музы-подруги главного героя, а самостоятельные личности, которые что-то создают, чего-то достигают. Это так же некоторое смещение в сторону женской аудитории, которой предлагается быть активными, чего-то добивающимися, а не только домохозяйками.

Немного истории

Если заглянуть в разные периоды истории, то мы найдём эпоху романтизма, в которой считалась нормальной подчеркнутая чувственность мужчин. Аристократы уделяли большое значение внешнему виду. Социально-культурный тип 19 века — денди, мужчины, нарочито следящие за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи. Сохранилось это и на рубеже веков. Вспомним смазливую внешность нежного, чуткого и ласкового Сергея Есенина, в то же время хулигана и балагура. Владимир Маяковский был модником своего времени. Но вскоре на смену пришли рабочие, крестьяне, военные и милиционеры. Ширина плеч увеличивается, за счет чего одежда выглядит более мужественной. Дальше была война и было не до жиру. В моду входит военная форма. На смену приходит движение хиппи. В 70-е мужчины носили клёш и длинные волосы. А в 90-е — короткие стрижки и золотые цепи. В 2000-е пришла эпоха бизнесменов и айтишников.

20-й и 21-й века это время постоянных сломов и перемен. Сейчас идет смена образа на более толерантный и менее суровый.

Если рассмотреть сегодняшних героев кино и сцены, то мы увидим разные типажи как среди мужчин, так и женщин. В западной культуре активно представляется тема ЛГБТ, и многие ее могут воспринимать как пропаганду. Но как правило искусство реагирует на «боль» общества и показывает ее. Для гетеросексуальных людей эта тема кажется странной, потому что они всех людей идентифицируют, как себя. Но если обратиться к прошлому, то еще в середине 20 века исследования сексолога Кинси показали, что существовали люди с нетрадиционной ориентацией, просто не говорили о себе открыто, так как боялись преследований. Для большинства людей эта тема остается слепым пятном, а геями называются ухоженные мужчины. Искусство, через разнообразные образы и типажи, помогает людям увидеть социальные проблемы и разнообразие, которое скрыто под стереотипами привычного мышления.

Оцените материал










По материалам: aif.ru