Мама, я устал! Почему происходит выгорание у подростков

«Мне плохо, я устал, ни на что нет сил…» — эти слова мы все чаще слышим не только от взрослых, но и от подростков. К сожалению, большинство родителей трактуют их как обычную лень или нежелание учиться. Как понять, что ребенок действительно психологически истощен, и правильно оказать ему помощь, в интервью aif.ru рассказала детский клинический психолог, семейный психотерапевт Яна Недайхлиб.

Депрессия или выгорание

Клиническая депрессия и эмоциональное выгорание имеют сходную симптоматику. Для первой характерна так называемая триада:

  • постоянное ощущение подавленности, не связанное с какой-то причиной, в комбинации с горем, тоской, апатией, доходящей до нежелания жить;
  • заторможенность реакций и интеллектуальных процессов, ослабление памяти, внимания, замедление когнитивных функций;
  • отсутствие мотивации, снижение активности, утомляемость, усталость, вялость, депрессивный ступор.

Эмоциональное выгорание отличается тем, что оно проходит после, например, двухнедельного отдыха. Подростку становится легче, он может вернуться в нормальное работоспособное состояние. При депрессии отдых не помогает. Она лечится с помощью врача-психиатра.

Под эмоциональным выгоранием понимают утомление и истощение. Ресурсы организма закончились, ему так плохо и тяжело, что он погружается в спячку. Школьник может жаловаться на усталость даже в выходные дни, поскольку ночной отдых не восстанавливает силы.

К симптомам выгорания относятся также бессонница или поверхностный сон. У ребенка снижается концентрация, причем не только на учебе, но и при общении с одноклассниками, есть сложности с запоминанием, анализом информации.

Из-за усталости появляются нервозность, раздражительность. Эмоциональное выгорание также может характеризоваться психосоматическими реакциями, такими как головные боли, проблемы с ЖКТ, выпадение волос, высыпания на коже.

Причины выгорания

1. Огромная нагрузка и высокие требования к учебе

Что делать? Разгрузить ребенка, насколько это можно. Пообщайтесь с учителями, расскажите о ситуации, договоритесь с ними о том, чтобы уменьшить нагрузку.

Найдите 1-2 часа в день, которые подросток может посвятить себе и по-настоящему отдохнуть. Выделите один полный выходной на неделе. Предложите пройтись, порисовать, поплавать в бассейне.

Хорошим решением будет взять «отпуск» от школы на пару недель с прогулками и вкусной едой. Необходимо сместить фокус с достигаторской деятельности на базовые потребности, чтобы восстановить ресурс. В крайних случаях можно также рассмотреть переход на семейную форму образования, чтобы в спокойном ритме готовиться к ЕГЭ.

2. Неопределенность перспектив, будущего, к которому ребенок идет

Что делать? Расскажите о своей учебе, поступлении в вуз, жизненном пути, о том, какие профессии осваивали. Предложите пообщаться на эту тему с другими взрослыми, чтобы ребенок видел разные способы самореализации.

Также можно получить консультацию психолога или специалиста по профориентации, чтобы путь для подростка был более ясным и менее тревожным. Ученикам выпускных классов рекомендуется рассмотреть варианты жизненного сценария, если они не сдадут ЕГЭ или получат более низкий результат, чем рассчитывали. Что делать в этой ситуации? Можно, например, пойти в колледж, поступить в вуз в регионе или пересдать ЕГЭ на следующий год. Такой подход поможет снизить тревожность.

3. Семейные конфликты

Что делать? Дайте понять ребенку, что папа и мама справляются с трудностями в отношениях. Если есть конфликты в паре, их лучше уладить, не втягивая в это подростка, чтобы он не был тем «спасателем», который пытается эту проблему решить за родителей.

4. Недостаточное поощрение в эмоциональном плане

Что делать? Родителям нужно уметь замечать маленькие и большие победы ребенка. Можно собираться за ужином и делиться тем, что у каждого члена семьи получилось за день, даже если это незначительные события.

Пообщайтесь с учителями и договоритесь о том, что они не будут игнорировать заслуги и достижения школьника. Постарайтесь избегать наказаний за неуспеваемость, уменьшите количество упреков, потому что ребенку и так непросто.

5. Нарушение межличностного общения с друзьями, одноклассниками

Что делать? Непростые отношения с другими подростками забирают много внутренних ресурсов. Разговаривайте с ребенком о том, как складывается его общение с одноклассниками, учителями. Если в школе нет друзей, людей, с которыми подростку комфортно, попробуйте найти такую компанию в другом месте, например в кружке или секции. Но следите за тем, чтобы это не было еще одной дополнительной нагрузкой.

Если есть травля в школе, нужно сообщить об этом другим родителям, учителям, чтобы решить проблему сообща.

6. Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние

Что делать? Показывайте ребенку, как взрослые справляются с эмоциями, называйте их. Для этого спросите подростка: «Ты сейчас злишься, обижен?» Предложите различные реакции: покричать, поплакать, порисовать, выговориться.

Эмоциональное выгорание — это тяжелое состояние, в котором невозможно продуктивно работать и учиться. Не пускайте его на самотек. Уставшему организму нужен отдых, чтобы продолжать действовать.

Оцените материал










По материалам: aif.ru