Хагги Вагги и другие. Почему детям нравятся страшные и злые игрушки?

Несмотря на то, что неоднозначные, пугающие персонажи, а затем и игрушки стали нормой нашей жизни и с завидной регулярностью появляются как на экранах, так и в магазинах, высокий интерес детей к ним и непонимание родителей остаются на прежнем уровне. Что привлекает детей в спорных для взрослых игрушках, рассказала гештальт-терапевт Мария Соснина.

То, что взрослыми воспринимается как злое, страшное или странное, не всегда является таковым для детей. Это связано с тем, что у взрослых есть огромный опыт, и они многие вещи наделяют определёнными смыслами, предполагая, что так же думает и ребёнок. Однако взрослое и детское восприятие разные. Дети реагируют иначе в силу недостатка опыта, недостатка развития разных психических процессов. В раннем возрасте дети больше воспринимают все через физические ощущения, чувствование. Взрослые же живут за счёт мыслей, знаний, смыслов и могут преувеличивать значение происходящего, сами пугаясь и таким образом могут навязывать своим детям собственные страхи. Это связано с тем, что дети долгое время воспринимают окружающий мир через глаза взрослых. Если пугается мама, значит пугается и ребенок.

Почему дети не боятся Хагги Вагги?

Сейчас одним из любимцев детей является Хагги Вагги. Это герой хоррор-игры Poppy Playtime, вышедшей в октябре 2021 года. В декабре того же года этот персонаж начал появляться в мемах на ютюб-канале и в Тик Ток, где и сыскал себе невероятную популярность и любовь детей. Фирменная черта Хагги Вагги — улыбка с множеством острых зубов. Монстр из виртуального мира воплотился в меховую игрушку и заполонил полки в детских магазинах. Если рассмотреть Хагги Вагги, то это очень простая игрушка: большие открытые глаза, большая улыбка, яркого насыщенного цвета, из приятного материала. Из-за своих длинных рук и ног, она немного похожа на обезьянку. Глядя на неё, можно однозначно определить, что это персонаж добрый. Именно простота, однозначность и яркость подкупает маленьких детей. До определённого возраста дети не придают значение зубам. Оно появляется тогда, когда активно развивается образное мышление, это происходит в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет. И тогда большие зубы, которые пугают взрослых, начинают приобретать определенный смысл, а игрушка может показаться страшненькой и ребёнку.

Рождаясь, человек первично всё воспринимает через зрительные ощущения, которые формируются в коре головного мозга. И мозг на основании этих ощущений начинает формировать зрительный образ. Чем проще, логичнее элементы, тем они понятнее и доступнее малышу и менее пугающие. Если игрушка-монстрик имеет понятное однозначное выражение лица и позу тела: злой, и глаза злые, и рот, и лапы в кулаки сжаты, или наоборот добрый, или грустный, то такая игрушка будет меньше пугать ребёнка. Второе, через что взаимодействуют дети с окружающим миром — это тактильные ощущения. Материал и размер также будут играть свою роль в создаваемом впечатлении либо восприниматься добрыми и притягательными, либо вызывать отвращение и пугать.

Во время взросления ребёнок учится распознавать и понимать более мелкие детали и смыслы, мыслительные процессы начинают работать по-другому, и ребёнок может обрабатывать больший объём информации. Ему будут становится интересны более сложные, нелогичные и неоднозначные игрушки и персонажи. Таким персонажем может быть клоун из книги и фильма «Оно». У него злые глаза, взгляд из-под бровей и улыбающийся рот, при этом яркая одежда. Какой он — злой или добрый? Такого рода игрушки у маленьких детей будут вызывать растерянность и могут пугать, а у подростков вызовут интерес.

Страх игрушек

Вообще страх — это естественное переживание, связанное с инстинктом самосохранения. У детей к пяти годам начинают активизироваться разные страхи, и это нормально. Однако если родители тревожные и ребёнок живет в постоянно пугающей ситуации: туда не ходи, это не трогай, там опасно, то детские страхи будут усиливаться взрослыми и ребёнок будет пугаться ещё больше даже самых простых вещей. И наоборот, если родители поддерживают малыша и помогают в сложной и пугающей обстановке, то ребёнок будет более спокойно и с интересом относиться к новому и необычному вокруг. Помимо родителей, для ребёнка, как правило, будет важно мнение и реакции бабушки и дедушки, воспитательницы, учительницы, старшей сестры или брата и друзей. Все эти люди постепенно появляются в жизни малыша и влияют на его восприятие окружающего мира.

При рассмотрении реакции ребёнка не стоит исключать физиологическую основу. Если нервная система слабая и малыш чувствительный, то понятная многим игрушка его может напугать. Еще одна особенность почему одни дети боятся определённую игрушку, а другие нет, связана с их возрастом и детским опытом. Например, малыши боятся медведей и волков. Но благодаря мультфильмам, в которых показано как можно себя с ними вести и что маленькая девочка одна справляется с большим медведем, такие персонажи становятся понятными и перестают быть опасными. Если шестилетнему малышу попадётся любимец старшего брата, страшилка Сиреноголовый, то малыш может его испугаться, потому что он либо не знает, как с ним справиться, либо знает, что он непобедим. Для подростка Сиреноголовый будет очень естественным персонажем, о котором они говорят и как-то переживают свои чувства, а для малыша непосильным, пугающим чудовищем. Сиреноголовый — это загадочное 12-метровое гуманоидное существо из интернет-легенды. Так же, как и Хагги Вагги, это вымышленный персонаж, получивший свою популярность благодаря вирусным видео. Также они внешне похожи своей худобой и вытянутыми конечностями.

Чем могут быть полезны злые игрушки?

Хорошо, если дети играют со страшными игрушками-монстрами. Для них это хороший способ научиться совладать со своими страхами. Ребёнок берёт игрушку, манипулирует ей, у него есть определенная власть над ней. Это позволяет малышу переживать какие-то свои опасения и фантазии. Таким образом, у ребёнка появляется уверенность в себе, что он может самостоятельно справиться со своим страхом или с опасным персонажем, вследствии чего боязнь уменьшается.

Дети очень спонтанные и вообще эмоционально здоровые. Если взять период до 5 лет — это самый инстинктивный возраст, они много чувствуют, много фантазируют, много двигаются. Дети ещё не скованы разными правилами, которые активно появляются и начинают действовать в старшем дошкольном возрасте. Если у дошкольника только милые и радостные игрушки, потому что родители боятся, что их ребенок будет грустить, злиться либо чего-то испугается, то ребенок считает запрет на условно «нехорошие и неправильные» чувства. У него не разовьётся навык выражать и понимать свои чувства, потому что они запрещены взрослыми. И как результат, можно будет увидеть, что у малыша накапливается большое количество гнева или страха, потому что он не может их выразить и прожить из-за запрета.

Для того чтобы взрослым не бояться злых или грустных игрушек и их влияния на маленьких детей, необходимо говорить с детьми, называя различные чувства словами и показывая, как их можно выражать. Все эмоции должны быть развиты равномерно и сбалансированы: грусть, радость, злость, доброта, страх и другие. Это важно для полноценного здорового развития ребёнка.

По материалам: aif.ru