Что нужно подростку для счастья. Ученые замерили индекс их благополучия

Новое исследование измерило уровень подросткового благополучия. Оказалось, что наиболее удовлетворенными себя чувствуют те, кому уделяется достаточно времени и внимания. О результатах исследования аif.ru рассказала профессор Московского государственного психолого-педагогического университета Галина Семья.

«По данным уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, сегодня в России 9 миллионов подростков (детей в возрасте от 12 до 17 лет).

Мы провели пилотное исследование 17 тысяч подростков в 22 субъектах федерации. В нем участвовали не только дети из благополучных семей, но и сироты, инвалиды, мигранты, цыгане, дети из удаленных сельских школ, арктической зоны, Крайнего Севера, проживающие на экологически неблагополучных территориях и т. д.

69,5% подростков оценили свой уровень благополучия как средний, 15% — как высокий и 15,1% — как низкий.

Оказалось, что в рейтинге благополучия для ребенка на первом месте стоят хорошие доверительные отношения с преподавателями и достаточная физическая активность. А вне школы ребенку важно время, проведенное с родителями, и время, проведенное с ними вне дома.

Основные зоны неудовлетворенности тинейджеров — снижение ценности образования (оказалось, что подростки не понимают, для чего им учиться), буллинг (травля) в школе и кибербуллинг в социальных сетях, незнание своих прав и отсутствие наставников.

Исследование также показало, что благополучие детей напрямую зависит от организации, в которой они находятся, от условий проживания и социально-психологического статуса. Неожиданно на первом месте в рейтинге благополучия оказались учащиеся малокомплектных сельских школ, а на втором — закрытых образовательных учреждений для трудных подростков. Выяснилось, что когда трудные дети попадают в нормальные условия и ими начинают заниматься, их уровень благополучия резко повышается».

Обычные — в зоне риска

Наиболее одинокими оказались так называемые «обычные» дети.

«Сегодня есть два полюса. С одной стороны — уязвимые группы, с другой — одаренные подростки, — поясняет кандидат социологических наук, руководитель Центра социологических интернет-исследований СПбГУ, руководитель Центра мониторинга качества образования СПбГУ Майя Русакова. — И тем, и другим уделяется повышенное внимание. А подростка обыкновенного, который постоянно “чилит” с телефоном, все бесконечно ругают. Оказалось, что такие дети просто не знают, чем хотят заниматься в жизни и чем заняться и куда податься сейчас. С детских площадок 13-14 летних ребят гоняют, в центрах для продвинутых детей они себя чувствуют лишними. Многие подростки готовы работать, причем не только во время каникул, но и в учебное время, уделяя подработке 2-3 часа в день, но вакансий для них практически нет».

«Поэтому сегодня так важно создать доступные социальные пространства для подростков и сообщество специалистов по работе с ними. В идеале они должны быть в каждом городе и каждом селе, — убежден член Экспертного совета Министерства просвещения РФ по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Армен Попов. — Система подростковых центров уже создается в Новосибирской области. Этот опыт надо внедрять и в других регионах.

По инициативе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой в России проводятся межрегиональные форумы “Подростки 360”, организованные Центром развития социальных проектов в рамках федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан РФ”. Они уже состоялись в Санкт-Петербурге и Владивостоке, в октябре такой форум пройдет в Новосибирске, а итоговый — Всероссийский — состоится в Москве в ноябре 2022 года».

Оцените материал










По материалам: aif.ru