full screen background image

Что нужно подростку для счастья. Ученые замерили индекс их благополучия

Новое исследование измерило уровень подросткового благополучия. Оказалось, что наиболее удовлетворенными себя чувствуют те, кому уделяется достаточно времени и внимания. О результатах исследования аif.ru рассказала профессор Московского государственного психолого-педагогического университета Галина Семья.

«По данным уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, сегодня в России 9 миллионов подростков (детей в возрасте от 12 до 17 лет).

Мы провели пилотное исследование 17 тысяч подростков в 22 субъектах федерации. В нем участвовали не только дети из благополучных семей, но и сироты, инвалиды, мигранты, цыгане, дети из удаленных сельских школ, арктической зоны, Крайнего Севера, проживающие на экологически неблагополучных территориях и т. д.

69,5% подростков оценили свой уровень благополучия как средний, 15% — как высокий и 15,1% — как низкий.

Оказалось, что в рейтинге благополучия для ребенка на первом месте стоят хорошие доверительные отношения с преподавателями и достаточная физическая активность. А вне школы ребенку важно время, проведенное с родителями, и время, проведенное с ними вне дома.

Основные зоны неудовлетворенности тинейджеров — снижение ценности образования (оказалось, что подростки не понимают, для чего им учиться), буллинг (травля) в школе и кибербуллинг в социальных сетях, незнание своих прав и отсутствие наставников.

Исследование также показало, что благополучие детей напрямую зависит от организации, в которой они находятся, от условий проживания и социально-психологического статуса. Неожиданно на первом месте в рейтинге благополучия оказались учащиеся малокомплектных сельских школ, а на втором — закрытых образовательных учреждений для трудных подростков. Выяснилось, что когда трудные дети попадают в нормальные условия и ими начинают заниматься, их уровень благополучия резко повышается».

Обычные — в зоне риска

Наиболее одинокими оказались так называемые «обычные» дети.

«Сегодня есть два полюса. С одной стороны — уязвимые группы, с другой — одаренные подростки, — поясняет кандидат социологических наук, руководитель Центра социологических интернет-исследований СПбГУ, руководитель Центра мониторинга качества образования СПбГУ Майя Русакова. — И тем, и другим уделяется повышенное внимание. А подростка обыкновенного, который постоянно “чилит” с телефоном, все бесконечно ругают. Оказалось, что такие дети просто не знают, чем хотят заниматься в жизни и чем заняться и куда податься сейчас. С детских площадок 13-14 летних ребят гоняют, в центрах для продвинутых детей они себя чувствуют лишними. Многие подростки готовы работать, причем не только во время каникул, но и в учебное время, уделяя подработке 2-3 часа в день, но вакансий для них практически нет».

«Поэтому сегодня так важно создать доступные социальные пространства для подростков и сообщество специалистов по работе с ними. В идеале они должны быть в каждом городе и каждом селе, — убежден член Экспертного совета Министерства просвещения РФ по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Армен Попов. — Система подростковых центров уже создается в Новосибирской области. Этот опыт надо внедрять и в других регионах.

По инициативе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой в России проводятся межрегиональные форумы “Подростки 360”, организованные Центром развития социальных проектов в рамках федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан РФ”. Они уже состоялись в Санкт-Петербурге и Владивостоке, в октябре такой форум пройдет в Новосибирске, а итоговый — Всероссийский — состоится в Москве в ноябре 2022 года».

Оцените материал










По материалам: aif.ru